В.А. Жуковский Вид на Ферму. Санкт-Петербург, 1822-1823. Офорт. Лист из серии «Виды Царского Села»

В.А. Жуковский Вид на Ферму. Санкт-Петербург, 1822-1823. Офорт. Лист из серии «Виды Царского Села»
Экспонаты

Наследие Жуковского-художника насчитывает примерно две тысячи произведений. Большую часть составляют рисунки карандашом и тушью, произведения печатной и книжной графики, работы, исполненные акварелью и гуашью. Как правило, это панорамные пейзажи с видами городов, ландшафтами, разного рода архитектурные памятники, с которыми Жуковский познакомился во время многочисленных путешествий по Европе и России.

Одно из центральных мест в художественном наследии Жуковского занимают виды окрестностей Петербурга. Неоднократно выходили в свет альбомы и отдельные листы с гравированными видами Петергофа, Царского Села, Гатчины, Павловска.

Техникой офорта Жуковский увлекся в 1816 году, когда познакомился с профессором Дерптского университета Карлом Августом Зенфом. Впоследствии он сблизился с профессором Академии художеств знаменитым гравером Николаем Ивановичем Уткиным, при непосредственном участии которого было создано большинство произведений печатной графики поэта.

Восемь офортов Жуковского, выполненные в начале 1820-х годов (1822 – 1823), посвящены видам Царского Села.

На офорте – панорамный пейзаж с архитектурным памятником – фрагментом Императорской Фермы в Царском Селе. Комплекс сооружений Императорской Фермы был возведен в 1818 – 1828 годах по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа на месте старого деревянного скотного двора. Императорская Ферма служила не только для получения продуктов для царского двора, здесь выполнялся отбор лучших пород скота для всего российского животноводства.

Из строений Фермы художник изобразил Флигель для высочайших прибытий, построенный в готическом стиле. На переднем плане справа – изображение мужчины, делающего наброски в блокноте, и стоящей рядом женщины. Принято считать, что в мужчине Жуковский изобразил себя, занятого рисованием пейзажа. В рисунках Жуковского, как правило, почти нет событий и движения, в них господствует только неподвижное пространство. Когда поэт помещает в пейзаже фигуру, то чаще всего изображает ее со спины или в профиль, как на этом офорте. Как известно, в свои рисунки он любил вносить субъективный, личный элемент, часто изображая себя самого любующимся каким-либо видом.

В левом нижнем углу офорта – монограмма Василия Андреевича Жуковского.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е
  • Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е