Экспонаты

Экспонаты

Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон

В числе мемориальных предметов, принадлежавших поэту Евгению Боратынскому, изящная настольная папка для бумаг из тисненой кожи с двумя внутренними отделениями – бювар, созданный в 1830-х годах. Название «бювар» происходит от французского слова «buvard», которое переводится как «тот, кто пьет», в данном случае подразумевались чернила. Бювары предназначались, прежде всего, для хранения пропускной (промокательной, бюварной) бумаги, без … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.

Брелок принадлежал Антону Антоновичу Дельвигу (1798 – 1831) – поэту, издателю, ближайшему другу Александра Пушкина и Евгения Боратынского. Брелок – украшение, выполненное в виде подвески, прикрепляющейся к цепочке карманных часов, к браслетам и т.д., было весьма популярно в первой половине XIX века и являлось непременным атрибутом модного мужского костюма. Брелоки имели причудливую форму, украшались слоновой … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е

Казань – пушкинское место России. Но помимо улиц города, по которым Александр Сергеевич однажды прошелся, и домов, куда заглянул в гости, в музее Е.А. Боратынского хранится изящный стол-бюро, за которым великий поэт записал в свою дорожную тетрадь рассказ суконщика Василия Бабина о взятии Казани пугачевцами и, возможно, чуть позднее написал письмо жене Наталье Николаевне. После этого … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е

Письменный стол-бюро выполнен в стиле Луи XV. Особенностью этого письменного стола является то, что он был изготовлен как консольный предмет мебели, то есть приставляемый к стене не орнаментированной стороной. По семейному приданию стол происходит из дома Боратынских в Каймарском имении под Казанью. С Казанью поэта Евгения Боратынского связал 1826 год, когда он женился на Анастасии … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

П.А. Казем-Бек. Портрет П.Л. Толстого. 1896. Холст, масло

Павел Львович Толстой (1784 – 1868) обучался в Пажеском корпусе, принимал участие в компаниях 1806-1807 годов против французов, в Отечественной войне 1812 года, участник заграничных походов русской армии 1813 – 1814 годов, подполковник. Лаишевский уездный предводитель дворянства, кавалер орденов Св. Анны 2 ст., Св. Владимира 4 ст. Портрет П.Л. Толстого является копией, которую сделала с несохранившегося … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

П.А. Казем-Бек. Портрет А.К. Казем-Бека. 1896. Холст, масло

Александр Касимович Казем-Бек (1802 – 1870) – выдающийся ученый-востоковед, профессор Казанского университета, первый декан факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, один из основоположников российского востоковедения. Научное наследие Казем-Бека разнообразно. До сих пор сохраняют свое значение для науки труды ученого в области тюркологии, истории и религиоведения. Велики заслуги Казем-Бека в становлении университетского востоковедения в России, в поощрении … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

Н.М. Сапожникова. Портрет Алека (А.А. Боратынского). 1916. Холст, масло

Портрет юного Алека, правнука поэта Евгения Боратынского, был написан в 1916 г. казанской художницей Надеждой Михайловной Сапожниковой, ученицей и музой известного художника Николая Ивановича Фешина. Алек (Александр Александрович) Боратынский (1899 – 1919) был талантливым художником и музыкантом. Он учился живописи у Александра Фомина, друга Н.И. Фешина, входил в круг художников, собиравшихся в мастерской Н.М. Сапожниковой. Обладал несомненной … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

К.Н. Боратынская. Портрет Л.Н. Толстого. 1907. Бумага, карандаш

Казань неразрывно связана с образом молодого Льва Толстого, с периодом, когда жизнь казанская формировала его личность и мировоззрение. Спустя десятилетия великие романы и философия Толстого окажут огромное воздействие на жизни миллионов людей. Казанские потомки Евгения Боратынского, несомненно, находились под влиянием толстовских идей. Ксения Боратынская, внучка поэта, пишет: «…мысли Толстого стали моими спутниками, моими руководителями. Благодаря … Продолжить чтение »

Читать детали
Экспонаты

В.А. Жуковский Вид на Ферму. Санкт-Петербург, 1822-1823. Офорт. Лист из серии «Виды Царского Села»

Наследие Жуковского-художника насчитывает примерно две тысячи произведений. Большую часть составляют рисунки карандашом и тушью, произведения печатной и книжной графики, работы, исполненные акварелью и гуашью. Как правило, это панорамные пейзажи с видами городов, ландшафтами, разного рода архитектурные памятники, с которыми Жуковский познакомился во время многочисленных путешествий по Европе и России. Одно из центральных мест в художественном … Продолжить чтение »

Читать детали