ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ЗДРАВСТВУЙ МУЗЕЙ»
Экскурсия «Здравствуй, музей!» с видеоинсталляцие
5–8 классы:
ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ «СУМЕРКИ И РАССВЕТЫ ДОМА БОРАТЫНСКИХ»
Экскурсия с видеоинсталляцие
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
9–11 классы:
ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ «СУМЕРКИ И РАССВЕТЫ ДОМА БОРАТЫНСКИХ»
Экскурсия с видеоинталляцией «Центр вселенной» знакомит с казанским архивом рода Боратынских, основными вехами жизни и творчества поэта-философа Е.А. Боратынского (1800–1844) и его правнучки, поэтессы и писательницы О.А. Ильиной-Боратынс
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ТЕНЬ»
Экскурсия раскрывает основные вехи жизненного пути, творческих и духовных поисков поэта-философа Евгения Боратынского, акцентируя внимание на малоизвестных «казанских страницах» его биографии и опираясь на мемориальную коллекцию поэта и его окружения.
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ МУЗА»
Экскурсия «Провинциальная муза» о судьбе и творчестве поэтессы Серебряного века и писательницы русского зарубежья Ольги Ильиной-Боратынс
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
5–9 классы
«Минутное пребывание моё в Казани…»
«Я в Казани с пятого…»
А. С. Пушкин
Лекция с мультимедийной презентацией о приезде Александра Пушкина в Казань, хроника его пребывания в нашем городе, казанские знакомства и отражение городских впечатлений в биографии и творчестве поэта.
Подготовлено в рамках программы по русской литературе (8 класс).
«Отечество нам Царское Село»
Лекция с мультимедийной презентацией об образовании Лицея, его программе, порядках и режиме, о первом «пушкинском» выпуске и влиянии лицейских лет на биографию и творчество Александра Пушкина.
«Карл Фукс – человек, которого любили все»
Лекция с мультимедийной презентацией о ключевой фигуре культурной жизни Казани первой половины XIX века, профессоре Казанского университета, враче, коллекционере, знатоке местной истории Карле Фёдоровиче Фуксе (1776–1846).
1-4 классы:
«Легенды старой Казани»
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Пословица
Музейное занятие «Легенды старой Казани» из цикла «Сказки дядюшки Гусиное перо» знакомит детей с преданиями о возникновении названия нашего города и точкой зрения учёных на этот предмет; рассказывает, как и почему змей Зилант оказался на гербе Казани, и как можно за семь дней построить башню. По итогам занятия проводится творческая мастерская «Мы создаём город».
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Мир книги»
Книга – твой друг, без неё как без рук.
Народная мудрость
На музейном занятии «Мир книги» из цикла «Сказки дядюшки Гусиное перо» дети совершают путешествие в историю письменности и узнают, на чём были написаны первые буквы, как ссора египетского фараона с царём города Пергам привела к изобретению книги, знакомятся с дневниками учащихся начала XX века «Товарищ» и «Подруга», редкими антикварными изданиями XIX века и книжками-малышками. В заключении – просмотр мультфильма «Как было написано первое письмо» по сказке Р. Киплинга.
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«История шариковой ручки»
Что написано пером…
Пословица
Сказка о знакомстве Шариковой ручки с родственником дядюшкой Гусиное перо и его рассказ об истории семьи письменных принадлежностей; о том кто носил чернильницы на поясе, когда появились первые пеналы, почему у чернильницы выросли львиные лапы, что такое непроливайка и трудно ли писать стальным пером.
Занятие из музейно-образовательного цикла «Сказки дядюшки Гусиное перо» подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Старая фотография»
«В наше время всё существует ради того, чтобы окончиться фотографией».
Анри Базен
На занятии «Старая фотография» из цикла «Сказки дядюшки Гусиное перо» дети знакомятся с устройством волшебного ящика – камеры-обскуры, историей возникновения и развития искусства фотографии, могут видеть «перевёрнутый мир» в старинном фотоаппарате, учатся описывать фотографии из собственного семейного архива.
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Городок Сувенир и его обитатели»
Музейное занятие «Городок Сувенир и его обитатели» в занимательной форме знакомит детей с историей возникновения открытого письма и его превращения в открытку. Старинные антикварные открытки из собрания музея «рассказывают» свои истории, а дети учатся правилам написания поздравительных текстов и азам кардмейкинга (изготовление открыток своими руками).
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Секрет старой шкатулки»
«Жизнь – самая прекрасная сказка».
Г. Х. Андерсен
Музейный спектакль по сказке Ганса Христиана Андерсена «Старый дом», где актёрами становятся старинные вещи из собрания музея: шкатулка с секретом, книга со сказками, пенсне, кастаньеты, митенки, письма, чайная пара, пасхальное яйцо, веер, оловянный солдатик.
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Как рубашка в поле выросла»
Топили, сушили, колотили, рвали,
Крутили, ткали, на стол клали.
Загадка
Музейное занятие по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Лён» расскажет о том, как растение превращается в одежду, а затем в бумагу, с включением в сказочное повествование подлинных предметов из музейного собрания.
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Осенние сказки А. С. Пушкина»
Сказка – ложь, да в ней намёк.
Народная мудрость
На музейном занятии «Осенние сказки Пушкина» дети узнают о том, когда и почему были написаны пушкинские сказки, в какие наряды одевались его герои, что таит в себе магия вышитых узоров, как устроена прялка и можно ли уколоться веретеном.
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
«Стоит в поле теремок»
Дом построить – не шапку на голову надеть!
Пословица
На музейном занятии «Стоит в поле теремок» дети узнают об устройстве старинных жилищ: землянки, избы, терема и царских палат; знакомятся с традиционной домашней утварью из музейного собрания: старинным утюгом – рубелем, ковшами, туеском, деревянными расписными ложками, солонками и шкатулками хитрой работы.
Подготовлено в помощь образовательному курсу «Окружающий мир».
5-9 классы:
«Что в имени тебе моём?»
На занятии учащиеся узнают происхождение своих имён и фамилий, их смысл и значение, обучаются составлять родословные таблицы и работать с семейным архивом.
Интерактивная выставка-игра «Возможно быть другим»
Мобильная интерактивная выставка-игра «Возможно быть другим» о толерантности, правах человека и дискриминации создана Детским открытым музеем (г. Москва, Россия) и Фондом «Образование во имя мира» (г. Утрехт, Нидерланды).
1–4 классы
«Рождество в доме Боратынских»
«Поздравляю вас, любезные друзья, с Новым годом… поздравляю вас с будущим».
Е. А. Боратынский
В музейный праздник «Рождество в доме Боратынских» включены лучшие традиции дворянской и народной культуры XIX века: загадывание желаний и гадания «по-Боратынски», святочные рассказы и колядки, семейное изготовление ёлочных украшений и написание поздравительных открыток, весёлый хоровод у ёлки и чудо конфетного дерева.
Праздник проходит в музее в последнюю декаду декабря.
«Путешествие в страну Азбуки Кириллицы»
Азбука – к мудрости ступенька.
Пословица
Праздник «Путешествие в страну Азбуки Кириллицы» приурочен к окончанию изучения Букваря и Азбуки. На волшебном корабле «Сангл-бангл-тингл-так» дети совершают увлекательное морское путешествие к островам госпожи Азбуки Кириллицы.
«Жил поэт Боратынский»
Музыкально-поэтическая программа с мультимедийной презентацией о жизни и творчестве поэта-философа Евгения Боратынского (1800–1844) на основе его произведений и писем.
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
«И образ незабвенный…»
Музыкально-поэтическая программа с мультимедийной презентацией о женских образах в лирике А. С. Пушкина и отражение эпизодов жизни поэта в его творчестве.
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
«Болдинская осень»
Музыкально-поэтическая программа с мультимедийной презентацией раскрывает феномен «болдинской осени», биографические обстоятельства и хронику пребывания А. С. Пушкина в селе Болдино осенью 1830 года.
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
«Пушкин. Последние годы»
Музыкально-поэтическая программа с мультимедийной презентацией о последнем десятилетии жизни великого поэта А. С. Пушкина, творческих поисках и биографическом контексте последней дуэли.
Может быть использована в рамках учебного курса «Русская литература».
«Подвиг любви и долга»
Музыкально-поэтическая программа с мультимедийной презентацией раскрывает события, связанные с восстанием на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и драматическими судьбами жён декабристов, последовавшими за мужьями в Сибирь.
Может быть использована в рамках учебных курсов «Русская литература» и «Отечественная история».
Интерактивная выставка-игра «Возможно быть другим»
Мобильная интерактивная выставка-игра «Возможно быть другим» о толерантности, правах человека и дискриминации создана Детским открытым музеем (г. Москва, Россия) и Фондом «Образование во имя мира» (г. Утрехт, Нидерланды).
«Рождество в доме Боратынских»
«Поздравляю вас, любезные друзья, с Новым годом… поздравляю вас с будущим».
Е. А. Боратынский
В музейный праздник «Рождество в доме Боратынских» включены лучшие традиции дворянской и народной культуры XIX века: загадывание желаний и гадания «по-Боратынски», святочные рассказы и колядки, семейное изготовление ёлочных украшений и написание поздравительных открыток, весёлый хоровод у ёлки и чудо конфетного дерева.