В.А. Жуковский Чесменская колона. Санкт-Петербург, 1822-1823. Офорт. Лист из серии «Виды Царского Села»

В.А. Жуковский Чесменская колона. Санкт-Петербург, 1822-1823. Офорт. Лист из серии «Виды Царского Села»
Экспонаты

Увлечение рисованием, гравированием, живописью занимало важное место в творческой жизни поэта В.А. Жуковского. Жуковский говорил, что для него живопись и поэзия – родные сестры.

Художественное наследие Жуковского насчитывает примерно две тысячи произведений. Большую часть составляют путевые альбомы с множеством очерковых рисунков карандашом и тушью, встречаются произведения печатной и книжной графики, работы, исполненные акварелью и гуашью. Как правило, это панорамные пейзажи с видами городов, горными и сельскими ландшафтами, разного рода архитектурные памятники, с которыми Жуковский познакомился во время многочисленных путешествий по Европе и России.

Одно из центральных мест в художественном наследии Жуковского занимают виды окрестностей Петербурга. Неоднократно выходили в свет альбомы и отдельные листы с гравированными видами Петергофа, Царского Села, Гатчины, Павловска. Техникой офорта Жуковский увлекся в 1816 году, когда познакомился с профессором Дерптского университета К.А. Зенфом. Впоследствии он сблизился с профессором Академии художеств знаменитым гравером Н. И. Уткиным, при непосредственном участии которого было создано большинство произведений печатной графики поэта.

Рисунки и офорты Жуковского примечательны тем, что заставляют вспомнить интересную страницу русского искусства I половины XIX века – струю любительства, течения малоизученного, но, безусловно, крепко связанного с общим развитием художественной культуры и искусства эпохи.

Восемь офортов В.А. Жуковского, выполненные в начале 1820-х годов (1822 – 1823), посвящены видам Царского Села. На офорте изображена часть Екатерининского парка в Царском Селе, открывается вид на памятник в честь морских побед и могущества России на море – Большую Ростральную колонну, которую также называют Чесменской или Орловской в память сражения в бухте Чесма в 1770 году. Памятник из олонецкого мрамора возведен по проекту архитектора Антонио Ринальди в 1776 году. На вершине колонны – орел: не только символ отваги и силы, но и образное напоминание о герое Чесменской победы – графе Алексее Орлове.

В левом нижнем углу офорта – монограмма Василия Андреевича Жуковского.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту