Портрет Софии Французской Боратынские приобрели как сувенир на память о посещении Франции и о своем пребывании в Париже. В средине ноября 1843 года Евгений Абрамович Боратынский с женой и старшими детьми приезжают в Париж: «Друзья, сестрицы, я в Париже, – пишет друзьям поэт, – и вижу в нем не одни здания и бульвары… всего замечательнее сам народ, приветливый, умный, веселый и полный покорности закону, которого он понимает всю важность, всю общественную пользу». Он довольно быстро знакомится с французскими литераторами Альфредом де Виньи, Проспером Мериме, Мишелем Шевалье, Альфонсом Ламартином, Шарлем Нодье, возобновляет знакомства с земляками: «Русские ищут русских в Париже и вообще в чужих краях», делает переводы двадцати своих стихотворений на французский язык. Активная литературная и светская жизнь, в конце концов, утомляет поэта, но он «оставит Париж с сожалением, несмотря на утомительную жизнь, которую вел». В начале апреля 1844 года Боратынские покидают столицу Франции.
В память о прекрасном городе они приобрели копию портрета французской принцессы Софии Французской с оригинала художника Жана-Марка Натье 1746 года, сделанную в технике художественной печати на холсте.
Жан-Марк Натье (1685-1705) – выдающийся французский живописец, стал создателем нового жанра во французской живописи – исторического портрета, особенно мастерски у него получались женские образы, отличавшиеся великолепным колоритом, грациозной постановкой фигур, красивыми линиями драпировок и изяществом исполнения. Любимыми моделями Натье были восемь дочерей французского короля Людовика XV.
София Филиппа Елизавета Жюстина (1743-1782), изображенная на портрете, шестая из королевских дочерей, обладала застенчивым, несколько замкнутым характером, в ее честь последний король Франции из рода Валуа – Людовик XVI назвал свою младшую дочь. Оригинал портрета ныне хранится в Версальском дворце.
При изготовлении портрета неизвестный мастер использовал новую в те времена технику художественной печати по холсту, конечный результат которой напоминает скорее гобелен, чем живописный портрет. При сопоставлении с оригиналом явно заметны изменения, внесенные мастером.
Портрет был передан музею правнучкой поэта Е.А. Боратынского Ольгой Архиповной Храмцовой в 1976 году.