Чашка была передана в дар музею в 1978 г. В.Э. Ольцын-Крыловой, хорошо знавшей правнуков как Е.А Боратынского, так и А.К. Казем-Бека, с пометкой «из Каймарского дома». Каймары – поместье под Казанью, полученное поэтом Е.А. Боратынским в приданное за Анастасией Львовной, урожденной Энгельгардт.
Изготовлена чашка из тончайшего, почти прозрачного белого фарфора. Идеальная полусфера с изящной вытянутой ручкой-петелькой опирается на необычное донышко: три лапки в виде листьев растения аканта – орнаментального элемента, часто используемого в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Несмотря на кажущуюся неустойчивость, чашка хорошо сбалансирована.
С идеальной формой несколько конфликтует роспись в «наивном» стиле. Отсутствие клейма затрудняет установление датировки и места изготовления. Но по цветовой палитре, качеству росписи и аналогам можно сделать предположение, что чашка могла быть выпущена живописной мастерской А.Я. Орлова, открытой в 1848 г. в д. Фенино Московской губернии. Формы закупались для мастерской на соседних фабриках, рисунки мастера копировали с изделий Императорского фарфорового завода, фабрики Попова или стилизовали орнамент, исходя из поставленной художественной задачи. В росписи использовалось цветное крытье темно-вишневого и голубого тонов. Краски отличались яркостью и контрастным сочетанием холодных и теплых оттенков. Букеты и гирлянды стали основным мотивом росписи. Золотом прорисовывали элементы декора, ручки и донышки изделий. Подобных произведений сохранилось немного, поэтому уникальность делает их предметами коллекционирования.