Портрет юного Алека, правнука поэта Евгения Боратынского, был написан в 1916 г. казанской художницей Надеждой Михайловной Сапожниковой, ученицей и музой известного художника Николая Ивановича Фешина.
Алек (Александр Александрович) Боратынский (1899 – 1919) был талантливым художником и музыкантом. Он учился живописи у Александра Фомина, друга Н.И. Фешина, входил в круг художников, собиравшихся в мастерской Н.М. Сапожниковой. Обладал несомненной музыкальной одаренностью, руководил хором, который пел в Крупенниковской домовой церкви. Его личность производила неизгладимое впечатление на окружающих: «То самое, что составляло сущность Алека, – пишет о нем в романе «Канун Восьмого дня» его сестра Ольга Ильина-Боратынская, – не могло быть вмещено в слова. Других людей можно было описать через их слова и их действия. Но только не Алека. То неопределенное, что чувствовалось в нем, может быть, можно было передать мелодией, каким-нибудь особенным стихотворным ритмом или символикой. Не словами».
Портрет Алека – одна из лучших работ Сапожниковой, где соединились фешинская школа рисунка, индивидуальность ее художественного почерка и трагическое предчувствие грядущего. Об истории портрета упоминает в своих мемуарах тетя Алека, Ксения Алексеева-Боратынская: «Сапожникова подарила нам прекрасный портрет его на красном фоне (он в серой блузе). Она написала его еще в 16-м году, когда все было спокойно. Тогда у Надежды Михайловны был кружок художников, который собирался раза два – три в неделю. Алек был членом этого кружка. Когда Надежда Михайловна показала этот портрет Саше (А.Н. Боратынский – отец Алека), его неприятно поразил красный фон. Он боялся всего красного после того, как Надя, его жена, умерла от скарлатины».
В 1918 г. с первого курса Казанского университета Алек ушел добровольцем в Белую армию, отступавшую на восток. Через год он запишет в своем дневнике: «…люди… погибли здесь в Сибири, не видавши ничего, кроме холода и ран. Что же будет им, Господи, какая награда? Они прорвутся сквозь черный небосклон и уйдут туда, где они были детьми, а для нас будет вечная сибирская ночь с бесконечными белыми полями и с такой же бесконечной белой тоской».
Алек пропал без вести в боях под Уфой, но его портрет, переданный в музей в 1977 году, при реставрации открыл дату его гибели. На оборотной стороне холста под наслоениями времени обнаружилась надпись, сделанная рукой Надежды Сапожниковой: «31 мая 1919».