Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон

Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
Экспонаты

В числе мемориальных предметов, принадлежавших поэту Евгению Боратынскому, изящная настольная папка для бумаг из тисненой кожи с двумя внутренними отделениями – бювар, созданный в 1830-х годах.

Название «бювар» происходит от французского слова «buvard», которое переводится как «тот, кто пьет», в данном случае подразумевались чернила. Бювары предназначались, прежде всего, для хранения пропускной (промокательной, бюварной) бумаги, без которой в те времена обойтись было невозможно, поскольку необходимо было подсушивать чернила после письма. Помимо промокательной бумаги, в специальных карманах внутри бювара хранили чистые листы почтовой бумаги, конверты, марки и другие необходимые мелочи для письма.

Приезжая в Казань из Москвы по делам поместья Каймары Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан), Евгений Боратынский вел интенсивную переписку с друзьями. В одном из писем он так характеризует Казань: «… по-моему, провинциальный город оживленнее столицы… В губерниях больше гражданственности, больше увлечения, больше элементов политических и поэтических. Я уже довольно видел, чтобы местом действия русского романа всегда предпочесть губернский город столичному».

Тиснение на бюваре выполнено в стиле шинуазри (chinoiserie), что с французского переводится как «китайщина». Этот изысканный стиль возник в Европе в конце XVII века, когда многие страны охватило увлечение привозным китайским фарфором. Европейцы воплотили в этом стиле свое представление о таинственном Китае. В дворянских домах появляются ширмы, шелковые обои с экзотическими рисунками, зеркала и мебель, напоминающие по форме пагоды, фарфоровые вазы и статуэтки, хозяева облачаются в шелковые китайские халаты. Пережив многие эпохи, стиль шинуазри не потерял своей актуальности до наших дней.

В тиснении папки можно разглядеть характерные художественные мотивы стиля шинуазри: певчих птичек на веточках цветущей сливы, фазанов и цапель среди зарослей бамбука, бабочек, слетающихся к распустившимся пионам. Изображенная цветущая дикая слива в символике стиля шинуазри олицетворяет чистоту помыслов, невозмутимость и стойкость к невзгодам судьбы. Изображение пионов олицетворяют весну. Пионы зацветают весной, когда еще не цветет ни одно другое растение, и являются символом аристократизма, процветания и славы, а также страсти и неугасающей любви.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е
  • Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Бюро-секретер. Россия. 1810-1820-е
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е
    Image icon
    Апрель 11, 2020 Экспонаты
    Стол письменный из дома Боратынских. Россия. 1830-е