Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон

Бювар для бумаг Е.А. Боратынского. 1830-е. Кожа, ткань, картон
Экспонаты

В числе мемориальных предметов, принадлежавших поэту Евгению Боратынскому, изящная настольная папка для бумаг из тисненой кожи с двумя внутренними отделениями – бювар, созданный в 1830-х годах.

Название «бювар» происходит от французского слова «buvard», которое переводится как «тот, кто пьет», в данном случае подразумевались чернила. Бювары предназначались, прежде всего, для хранения пропускной (промокательной, бюварной) бумаги, без которой в те времена обойтись было невозможно, поскольку необходимо было подсушивать чернила после письма. Помимо промокательной бумаги, в специальных карманах внутри бювара хранили чистые листы почтовой бумаги, конверты, марки и другие необходимые мелочи для письма.

Приезжая в Казань из Москвы по делам поместья Каймары Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан), Евгений Боратынский вел интенсивную переписку с друзьями. В одном из писем он так характеризует Казань: «… по-моему, провинциальный город оживленнее столицы… В губерниях больше гражданственности, больше увлечения, больше элементов политических и поэтических. Я уже довольно видел, чтобы местом действия русского романа всегда предпочесть губернский город столичному».

Тиснение на бюваре выполнено в стиле шинуазри (chinoiserie), что с французского переводится как «китайщина». Этот изысканный стиль возник в Европе в конце XVII века, когда многие страны охватило увлечение привозным китайским фарфором. Европейцы воплотили в этом стиле свое представление о таинственном Китае. В дворянских домах появляются ширмы, шелковые обои с экзотическими рисунками, зеркала и мебель, напоминающие по форме пагоды, фарфоровые вазы и статуэтки, хозяева облачаются в шелковые китайские халаты. Пережив многие эпохи, стиль шинуазри не потерял своей актуальности до наших дней.

В тиснении папки можно разглядеть характерные художественные мотивы стиля шинуазри: певчих птичек на веточках цветущей сливы, фазанов и цапель среди зарослей бамбука, бабочек, слетающихся к распустившимся пионам. Изображенная цветущая дикая слива в символике стиля шинуазри олицетворяет чистоту помыслов, невозмутимость и стойкость к невзгодам судьбы. Изображение пионов олицетворяют весну. Пионы зацветают весной, когда еще не цветет ни одно другое растение, и являются символом аристократизма, процветания и славы, а также страсти и неугасающей любви.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту