Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.

Брелок для печатей А.А. Дельвига. Женева. I треть XIX в.
Экспонаты

Брелок принадлежал Антону Антоновичу Дельвигу (1798 – 1831) – поэту, издателю, ближайшему другу Александра Пушкина и Евгения Боратынского.

Брелок – украшение, выполненное в виде подвески, прикрепляющейся к цепочке карманных часов, к браслетам и т.д., было весьма популярно в первой половине XIX века и являлось непременным атрибутом модного мужского костюма. Брелоки имели причудливую форму, украшались слоновой костью, эмалью, драгоценными камнями, они сообщали о статусе владельца, его членстве в престижных сообществах и хорошем вкусе. При этом умение изящно бряцать брелоком было неотъемлемой частью светских манер. Денди имели на своей часовой цепочке до десяти различных брелоков. Часы носили либо на короткой цепочке с брелоками, висящей из жилетного кармана, либо на длинной цепочке, которую надевали через голову. Цепочки заменялись иногда бисерными и шелковыми шнурками, шнурками, сплетенными из волос, черными или цветными ленточками. Часовая цепочка набрасывалась либо на пуговицу, либо уходила в другой карман, или прикалывалась. Это было опознавательным знаком, формой выражения причастности к своей среде. Какая цепочка, сколько на ней брелоков – все имело значение.

Брелок Антона Дельвига был выполнен в Женеве в мастерской ювелира А. Глато (A. Glatou), как сообщает надпись внутри футляра, и, по всей вероятности, являлся романтическим подарком поэту от его жены Софьи Михайловны (1806 – 1888). Они обвенчались в 1825 году и производили странное впечатление: флегматичный «ленивец» Дельвиг и увлекающаяся, эксцентричная Софья. Это не помешало дому Дельвигов стать гостеприимным пространством для Пушкина, Боратынского, Плетнева, Гнедича, Одоевского, Веневитинова, Мицкевича, других поэтов и писателей.

В 1830 году у Дельвигов родилась дочь Елизавета. После скоропостижной смерти Антона Антоновича в 1831 году Софья вышла замуж второй раз за Сергея Абрамовича Боратынского, брата поэта.

Символика четырех медальонов брелока, соединенных в изящную цепочку, говорит сама за себя. На первом медальоне изображены два лебедя, сидящие в гнезде – символы супружеской любви и верности. По ободку второго медальона, где проказливый Амур стреляет из лука, выгравирована фраза «Droit au cœur» – «Право на сердце». Третий медальон завершает сюжет: то же гнездо, те же лебеди, но уже с двумя маленькими лебедятами. На четвертом медальоне два ангела-путти поддерживают монограмму с инициалами «АД» – Антон Дельвиг.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту