В.С. Турин. Вид Казанской крепости. Казань. Конец 1820-х гг. Офорт, раскраска маслом, тушь

В.С. Турин. Вид Казанской крепости. Казань. Конец 1820-х гг. Офорт, раскраска маслом, тушь
Экспонаты

Василий Степанович Турин (1780 – после 1834) – известный казанский живописец, литограф, гравер, иконописец. Родился в Арзамасе, обучался в Арзамасской школе живописи, был другом и единомышленником основателя школы А.В. Ступина. В 1797 – 1801 годах учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем переехал в Казань и поступил на службу учителем рисования в Главное народное училище. Около 1815 года основал в Казани Рисовальную школу, просуществовавшую до 1834 года. Одновременно с этим Турин занимался иконописью и офортом. Хорошо изучив Казань и казанцев, он сделал целый ряд набросков, эскизов и этюдов и исполнил два альбома эстампов, посвященных Казани. Наиболее известен альбом из восьми литографий «Перспективные виды губернского города Казани, рисованные с натуры, литографированы и изданы В. Туриным», напечатанный в Москве в 1834 году в литографии А.С. Ястребилова. Альбом вызвал большой интерес и уже в начале XX века представлял большую библиографическую редкость.

Турину, как многим мастерам русской видовой литографии, свойственно стремление к достоверности, ясности и простоте, «очарованию наивности и той особой прелести тщательности», как писал А.Н. Бенуа.

Казанская крепость, ныне Казанский Кремль, – древнейшая часть Казани. Строительство белокаменных стен было начато после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяевым (строителями Собора Василия Блаженного в Москве).

Вид северо-западной части Кремля со стороны московского тракта – один из популярных видов города, запечатленный в творчестве художников, как прошлых столетий, так и современных. Посетив Казань в 1858 году, Александр Дюма-старший написал: «Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым Кремлем, она являет собою зрелище самое фантастическое».

Из башен наиболее ясно просматривается проездная Тайницкая, получившая название по потаенному источнику, из которого во время осады можно было брать воду. Въезд в башню выполнен в форме «колена», что усиливало его боеспособность. Во времена Казанского ханства на этом месте стояла башня Нур Али (Муралеева), через которую двадцатидвухлетний Иван Грозный въехал в покоренный город. В центре офорта башня Сююмбике – один из узнаваемых архитектурных символов Казани, названная в честь последней казанской царицы. Относится к «падающим» башням, как, например, Пизанская башня.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту