А.Н. Боратынский, внук Евгения Боратынского

А.Н. Боратынский, внук Евгения Боратынского
Экспонаты

Фотография. Казанский уезд Казанской губернии. Фотобумага, картон. 1900-е

Поступление: от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А. Боратынского, в 1977г.

Любительская фотография наклеена на картонный лист из фамильного фотоальбома, отражающего жизнь нескольких поколений семьи Боратынских в Казани и Казанской губернии. Альбом был создан А.Н. Боратынским в 1910-х гг. и оформлен его рисунками.

На фотографии Александр Николаевич снят в церковной ограде на скамье у часовни Во Имя Воскресения Господня «на Мельнице» (ныне Дачное Высокогорского района Республики Татарстан). «В двух верстах от нашей усадьбы при деревне Шушарах была расположена в очень красивой местности мельница. Это был хозяйственный центр нашего именья», – пишет в своих мемуарах К.Н. Алексеева-Боратынская. Дом «на Мельнице» обустроил для зимнего житья «с возможным комфортом» Николай Евгеньевич, сын поэта, в 1895 г. Здесь, «на Мельнице» он был похоронен в 1898 г. Его вдова Ольга Александровна, урожденная Казем-Бек, осталась жить «на Мельнице». Вместе с сыном Александром, выполняя волю мужа, она выстроила рядом с его могилой часовню (1898) и церковь (1899). В ограде церкви были похоронены также Н.Д. Боратынская, урожденная Шипова, – жена А.Н. Боратынского, внука поэта, и правнук поэта М.Н.Шульгин. «Самое дорогое, самое важное для меня, – пишет в своих мемуарах О.А. Боратынская, – это церковь и ограда с могилами. Вокруг них сосредоточивается наша жизнь, тут вся семья собирается в большие праздники: в дни поминовения или просто для задушевной беседы. И тут, где сердца разрывались на части, теперь творятся тихие молитвы, льются тихие слезы и сыплются свежие цветы. После вечерней службы мы выходим из церкви с зажженными свечами и, заграждая легкое пламя от ветра, ставим свечечки на могилы. Звезды наверху и эти звездочки внизу горят, мигая, и что-то общее чудится между ними, и устанавливается какая-то связь между этим крохотным уголком земли, где горят свечки, плачут и молятся люди, и этими далекими мирами, посылающими нам свои лучи».

Боратынский Александр Николаевич (1867-1918) – внук поэта Евгения Боратынского и востоковеда А.К. Казем-Бека; земский деятель, член III Государственной думы (1907-1912), предводитель дворянства Казанского и Царевококшайского уездов (1899-1917), председатель попечительского совета Мариинской гимназии, создатель и попечитель Учительской семинарии. «Идеалист, глубоко и широко религиозный, жизнерадостный, бесконечно мягкий и добрый… Он был влюблен в жизнь, видел в людях только хорошее, светлое, и всякий недостаток в человеке старался оправдать, извинить», – пишет о нем в мемуарах его сестра К.Н.Алексеева-Боратынская. Одним из увлечений Александра Николаевича была фотография, многие снимки из семейного собрания были выполнены им. В шушарском усадебном доме – загородном имении Боратынских (ныне Шушары Высокогорского района Республики Татарстан) под фотографическую лабораторию была отведена специальная темная комната.

В 1891 году Александр женился на Надежде Дмитриевна Шиповой (1865-1903). Имел троих детей: сыновей Дмитрия и Александра, и дочь Ольгу (Литу).

Во время Первой мировой войны состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста. В 1916 году стал одним из организаторов выставки «Художественные сокровища Казани»; автор поэтического сборника «Друзьям на память». Расстрелян по решению Казанской ЧК и Военного трибунала 5-й Красной армии Восточного фронта 19 сентября 1918г.

Прототип Александра Львовича Огарина в романе О.А. Ильиной-Боратынской «Канун Восьмого дня».

 

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860