Портрет А.Н. Боратынского с Э.А. Ферсманом. Санкт-Петербург. 1889(?). Фотоателье А. Пазетти.

Портрет А.Н. Боратынского с Э.А. Ферсманом. Санкт-Петербург. 1889(?). Фотоателье А. Пазетти.
Экспонаты

Фотография кабинетного размера на фирменном паспарту популярной в Петербурге фотомастерской Анаклета Пазетти, располагавшейся на Невском проспекте в доме № 24. Фотоработы Пазетти были отмечены многими наградами на российских и международных выставках. Из отзывов: «Было чему поучиться на выставке у г-на Пазетти. Какой вкус! Как подобраны разнообразные и по позам, и по сюжетам, и по форматам, и по способам изготовления фотографические портреты! Сколько вкусу в выборе поз и сколько художественности в отделке!»

На обороте фотографии подпись карандашом: «Боратынский и Ферсман», и подпись черными чернилами: «Перед экзаменами в Правоведении. Петербург 1890 (?)»

Боратынский Александр Николаевич (1867-1918) – внук поэта Е.А. Боратынского и внук востоковеда А.К. Казем-Бека, общественный и земский деятель, депутат III Государственной думы, предводитель дворянства Казанского и Царевококшайского уездов.

В 1884 – 1889 гг. Александр Николаевич обучался в одном из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России – Императорском училище правоведения. Училище было основано в 1835 г. «дабы ввести в судебную часть новых, особо к ней подготовленных деятелей, благородных не по одному лишь сословному званию, но по чувству чести, но долгу присяги, по стремлению к водворению законного порядка на праве основанного». Всего за годы существования училища было подготовлено более 2000 профессионалов, оставивших заметный след в общественной и культурной жизни России. Александр Николаевич сохранил «самые хорошие воспоминания о своем пребывании в училище, и приобрел там друзей на всю жизнь».

На фотографии разыграна юмористическая сценка из жизни студентов-правоведов: Александр уснул над учебниками перед экзаменами, а его друг и сокурсник Ферсман пытается его разбудить.

Эмилий Александрович Ферсман – коллежский советник, секретарь евангелическо-лютеранских консисторий, сокурсник А.Н. Боратынского по училищу правоведения. В Первую мировую войну – прапорщик 441 Тверского пехотного полка. Пропал без вести в бою под Гродной 21 августа 1915 г.

В 1891 г. Александр Николаевич женился на Надежде Дмитриевне Шиповой. Имел троих детей: сыновей Дмитрия и Александра, и дочь Ольгу (Ольга Ильина-Боратынская – поэтесса и писательница первой волны русской эмиграции, автор романов «Канун Восьмого дня» и «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923». Образ отца стал прототипом Александра Львовича Огарина в романе «Канун Восьмого дня»).

Во время Первой мировой войны Александр Николаевич состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста. В 1916 г. стал одним из организаторов выставки «Художественные сокровища Казани»; автор поэтического сборника «Друзьям на память». Расстрелян по решению ЧК и Военного трибунала 5-й Красной армии Восточного фронта в ночь с 18 на 19 сентября 1918 г.

Поступление: в дар от Б.К. Ильина (США) в 1992 г.

Борис Кириллович Ильин (1918-2014), сын писательницы О.А. Ильиной-Боратынской, праправнук Е.А. Боратынского и А.К. Казем-Бека. Родился в Казани. В 1922 г. был вывезен матерью в США. Участник Второй мировой войны (США), дипломат. Художник, писатель, автор романа «Зеленая линия».

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту