Здание Дворянского собрания (ныне городская Ратуша) было построено в 1845-1854 гг. по проекту М.П. Коринфского и Н.Е. Ефимова, последнему пришлось несколько изменить проект и, согласно требованиям заказчика, придать зданию вид итальянского палаццо. Фактически строительство и открытие Собрания пришлось на губернаторство в Казани Ираклия Абрамовича Боратынского, брата поэта.
Архитектурный облик Театральной площади (ныне площадь Свободы) формировал неповторимую атмосферу культурной жизни казанского общества. Внучка поэта Ксения в своих мемуарах пишет: «В центре города – площадь. Посредине – большой театр с фигурой музы, держащей над головой лиру, на фронтоне. Направо – большое здание дворянского собрания с двусветным залом. Перед театром, лицом к нему, за решеткой сада – бронзовый памятник поэту Державину».
Образ Дворянского собрания ярко выведен в романе «Канун Восьмого дня» О.А. Ильиной-Боратынской, правнучкой поэта. «…он, конечно, подразумевал не нашу традиционную связь с собранием, а те концерты, которые мы там вместе слышали. Эти концерты Шаляпина, Рахманинова, молодого Иосифа Гофмана, Исаи, Кубелика – были для Димы самыми сильными, самыми драгоценными моментами нашей общей жизни».
Гордостью здания и ныне является белый зал с колоннадой и хорами, парадная лестница и роскошные зеркала: «Первая волна гостей уже поднималась по малиновому ковру главной лестницы Дворянского собрания. На первой площадке огромное стенное зеркало отражало приближенье декольтированных дам с наброшенными на плечи мехами, сопровождавших их мужчин во фраках, офицерство в парадных формах. В зале было уже много танцующих пар… Под светом люстр паркет был как золотистое зеркало и, пока еще не было толпы, танцующие пары почти отражались в нем. Наверху, на хорах (на балконе) столпились зрители, те из приглашенных, которые не хотели одеваться по бальному и приехали только смотреть».