Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель

Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
Экспонаты

Здание Дворянского собрания (ныне городская Ратуша) было построено в 1845-1854 гг. по проекту М.П. Коринфского и Н.Е. Ефимова, последнему пришлось несколько изменить проект и, согласно требованиям заказчика, придать зданию вид итальянского палаццо. Фактически строительство и открытие Собрания пришлось на губернаторство в Казани Ираклия Абрамовича Боратынского, брата поэта.

Архитектурный облик Театральной площади (ныне площадь Свободы) формировал неповторимую атмосферу культурной жизни казанского общества. Внучка поэта Ксения в своих мемуарах пишет: «В центре города – площадь. Посредине – большой театр с фигурой музы, держащей над головой лиру, на фронтоне. Направо – большое здание дворянского собрания с двусветным залом. Перед театром, лицом к нему, за решеткой сада – бронзовый памятник поэту Державину».

Образ Дворянского собрания ярко выведен в романе «Канун Восьмого дня» О.А. Ильиной-Боратынской, правнучкой поэта. «…он, конечно, подразумевал не нашу традиционную связь с собранием, а те концерты, которые мы там вместе слышали. Эти концерты Шаляпина, Рахманинова, молодого Иосифа Гофмана, Исаи, Кубелика – были для Димы самыми сильными, самыми драгоценными моментами нашей общей жизни».

Гордостью здания и ныне является белый зал с колоннадой и хорами, парадная лестница и роскошные зеркала: «Первая волна гостей уже поднималась по малиновому ковру главной лестницы Дворянского собрания. На первой площадке огромное стенное зеркало отражало приближенье декольтированных дам с наброшенными на плечи мехами, сопровождавших их мужчин во фраках, офицерство в парадных формах. В зале было уже много танцующих пар… Под светом люстр паркет был как золотистое зеркало и, пока еще не было толпы, танцующие пары почти отражались в нем. Наверху, на хорах (на балконе) столпились зрители, те из приглашенных, которые не хотели одеваться по бальному и приехали только смотреть».

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту