Поступление: в 1979 г. от И.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
Алексеева Ксения Николаевна (1878-1958), урожденная Боратынская, внучка Евгения Боратынского; педагог, автор воспоминаний, статей и очерков. В 1896 г. поступила в Казанскую Художественную школу. В 1900 г. сдала экзамен на звание домашней учительницы, преподавала в земской школе. В 1902 г. организовала в имении Боратынских Шушары школу-интернат для крестьянских детей, где обучение сочеталось с занятиями ремеслами, экскурсиями, знакомством с изобразительным искусством и театром. Страстно увлеченная педагогикой и идеей народного образования, Ксения в 1907 г. совершила паломничество в Ясную Поляну к Л.Н.Толстому. В этом же году вышла замуж за крестьянина с. Бирюли Казанской губернии Архипа Кузьмича Алексеева (1878-1920), впоследствии получившего высшее образование и преподавшего историю в казанской женской гимназии № 3 (А.И. Котовой). В браке родилось трое детей – Ольга, Матвей и Иван.
После 1917 г. работала в учреждениях народного образования; последние годы жила в Москве у дочери. Автор глубоких и искренних мемуаров «Мои воспоминания». (М., 2007). Хранитель фамильного собрания Боратынских. Ее дети приняли активное участие в создании казанского музея Е.А.Боратынского в начале 1970-хх гг.
В 1899 г. вместе с матерью – О.А. Боратынской и сестрой Екатериной совершила путешествие в Италию. В мемуарах она описывает эпизод, связанный с написанием портрета итальянки: «Как только мы приехали в Рим, я, чтоб не терять времени, поступила в художественную студию, куда хожу каждый день на два часа… Теперь мы в студии пишем портрет итальянки в национальном костюме. Все эти мои этюды я хочу представить в Художественную школу, а мой маэстро взял да мне щеку переписал – тогда, значит, это уже будет не моя работа, я взяла да соскоблила и переписала по-своему. Он как будто обиделся. А когда я уходила, он вдруг говорит мне: «Оставайтесь в Риме, продолжайте работать в студии, и я вам обещаю, что через год вы будете выставлять ваши картины – у вас талант!»
На обороте портрета рукой К.Н. Алексеевой подпись: «Рим, 1899».