А.А. Боратынский. Портрет А.Н. Боратынского. Казань. Октябрь 1917. Картон, уголь

А.А. Боратынский. Портрет А.Н. Боратынского. Казань. Октябрь 1917. Картон, уголь
Экспонаты

Поступление: в дар от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А. Боратынского, в 1976 г.

На портрете надписи: « …октября 1917» и «Александр Николаевич Боратынский рисунок сына его Александра Боратынского 18-ти лет».

Боратынский Александр Николаевич (1867-1918) – внук поэта Е.А.Боратынского и внук востоковеда А.К. Казем-Бека; видный земский деятель, член III Государственной думы, предводитель дворянства Казанского и Царевококшайского уездов, председатель Попечительского совета Мариинской гимназии, создатель и попечитель Учительской женской семинарии. «Идеалист, глубоко и широко религиозный, жизнерадостный, бесконечно мягкий и добрый… Он был влюблен в жизнь, видел в людях только хорошее, светлое, и всякий недостаток в человеке старался оправдать, извинить», – пишет в мемуарах его сестра Ксения Алексеева-Боратынская.

В 1891 г. Александр женился на Надежде Дмитриевне Шиповой. Имел троих детей: сыновей – Дмитрия и Александра – и дочь Ольгу (Ольга Ильина-Боратынская – поэтесса и писательница первой волны русской эмиграции, автор романов «Канун Восьмого дня» и «Белый путь. Русская Одиссея 1919-1923». Образ отца стал прототипом Александра Львовича Огарина в романе «Канун Восьмого дня»).

Во время Первой мировой войны состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста. В 1916 г. стал одним из организаторов выставки «Художественные сокровища Казани»; автор поэтического сборника «Друзьям на память». Расстрелян по решению ЧК и Военного трибунала 5-й Красной армии Восточного фронта в ночь с 18 на19 сентября 1918 г.

Боратынский Алек (Александр) Александрович (1899-1919), правнук Евгения Боратынского – талантливый художник и музыкант. В 1918 г. с первого курса Казанского университета ушел добровольцем в Белую армию, пропал без вести в боях на реке Танып (Башкирия).

«Погиб талант незаурядный, – пишет в мемуарах его тетка К.Н.Алексеева. – Его этюды обещали ему будущность недюжинного художника. Не уступала в талантливости и его музыкальность. «Requiem», или попросту «Со святыми упокой», он написал 25 июня 1918 года с надписью: «За спасавших Родину и умерших в борьбе, за умерших от тоски по Родине и за тех, ничего не понимавших и удивленно принявших смерть, лежавших на земле с черными пятнами на головах. За них эта вещь». Какой трагизм и значительность в словах «ничего не понявших и удивленно принявших смерть» и какое предвиденье в словах «умерших от тоски по Родине».

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
  • Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Ваза с медальоном. Принадлежала Боратынским. Россия. 1880-1890-е гг. Фарфор Поступление: в 1974 г. от И.Г. Родионовой. Ранее хранилась у М.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет А.К. Казем-Бека. Санкт-Петербург. Фотомастерская В. Шенфельда. 1860-е гг. Фотобумага, картон, стекло
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Чашка чайная. Россия. Середина XIX в. Фарфор
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала  Ж.-М.  Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту
    Image icon
    Июнь 27, 2020 Экспонаты
    Портрет французской принцессы (Софии Французской). С оригинала Ж.-М. Натье. Франция. Не позднее 1844. Цветная печать по холсту