Поступление: в 1976 г. от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А.Боратынского.
Алек (Александр Александрович) Боратынский (1899–1919), правнук поэта Е.А. Боратынского, талантливый художник и музыкант. Учился живописи у А.И. Фомина, выпускника Казанской художественной школы и Высшего художественного училища при Императорской Академии Наук. Немногие сохранившиеся работы Алека указывают на несомненное влияние творческой манеры учителя на становление и развитие его таланта. Образ Алека выведен на страницах романа О.А. Ильиной-Боратынской «Канун Восьмого дня»: «Рисует он все больше какую-нибудь развалившуюся избу или сломанный забор, или какую-нибудь паршивую хромую собаку, но ты стоишь и смотришь, смотришь… и не знаешь, что это тебя держит… Такое чувство, как будто что-то стоит позади рисунка, что-то большее. Потому что Алек настоящий художник. И он рисует не собаку, не избу, а свою жалость к человеку и к миру, и свое удивленье…»
Алек входил в круг художников, в 1912-1917 гг. собиравшихся в студии Н.М. Сапожниковой, ученицы и друга Н.И. Фешина. В экспозиции музея Е.А.Боратынского представлена одна из лучших работ Надежды Михайловны Сапожниковой – портрет Алека, выполненный в 1916 г.
В 1918 г. с первого курса Казанского университета Алек ушел добровольцем в Белую армию, отступавшую на восток, пропал без вести в 1919 г.
На картине нарисован дом на Мельнице (ныне Дачное Высокогорского района Республики Татарстан), где располагался хозяйственный центр загородных поместий Боратынских под Казанью. В 1895 г. дом «на Мельнице» обустроил для зимнего житья «с возможным комфортом» Николай Евгеньевич, сын поэта. С 1903 по 1907 гг. здесь располагалась школа К.Н.Боратынской, созданная по образу яснополянской школы Л.Н.Толстого.