К.Н. Боратынская. Портрет итальянки. Рим. 1899. Масло, холст.

К.Н. Боратынская. Портрет итальянки. Рим. 1899. Масло, холст.
Экспонаты

Поступление: в 1979 г. от И.А. Алексеева, правнука Е.А. Боратынского.

Алексеева Ксения Николаевна (1878-1958), урожденная Боратынская, внучка Евгения Боратынского; педагог, автор воспоминаний, статей и очерков. В 1896 г. поступила в Казанскую Художественную школу. В 1900 г. сдала экзамен на звание домашней учительницы, преподавала в земской школе. В 1902 г. организовала в имении Боратынских Шушары школу-интернат для крестьянских детей, где обучение сочеталось с занятиями ремеслами, экскурсиями, знакомством с изобразительным искусством и театром. Страстно увлеченная педагогикой и идеей народного образования, Ксения в 1907 г. совершила паломничество в Ясную Поляну к Л.Н.Толстому. В этом же году вышла замуж за крестьянина с. Бирюли Казанской губернии Архипа Кузьмича Алексеева (1878-1920), впоследствии получившего высшее образование и преподавшего историю в казанской женской гимназии № 3 (А.И. Котовой). В браке родилось трое детей – Ольга, Матвей и Иван.

После 1917 г. работала в учреждениях народного образования; последние годы жила в Москве у дочери. Автор глубоких и искренних мемуаров «Мои воспоминания». (М., 2007). Хранитель фамильного собрания Боратынских. Ее дети приняли активное участие в создании казанского музея Е.А.Боратынского в начале 1970-хх гг.

В 1899 г. вместе с матерью – О.А. Боратынской и сестрой Екатериной совершила путешествие в Италию. В мемуарах она описывает эпизод, связанный с написанием портрета итальянки: «Как только мы приехали в Рим, я, чтоб не терять времени, поступила в художественную студию, куда хожу каждый день на два часа… Теперь мы в студии пишем портрет итальянки в национальном костюме. Все эти мои этюды я хочу представить в Художественную школу, а мой маэстро взял да мне щеку переписал – тогда, значит, это уже будет не моя работа, я взяла да соскоблила и переписала по-своему. Он как будто обиделся. А когда я уходила, он вдруг говорит мне: «Оставайтесь в Риме, продолжайте работать в студии, и я вам обещаю, что через год вы будете выставлять ваши картины – у вас талант!»

На обороте портрета рукой К.Н. Алексеевой подпись: «Рим, 1899».

 

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860