Визитная карточка Л.Н. Энгельгардта, тестя Е.А. Боратынского. 1830-е гг. Бумага, типографская печать.

Визитная карточка Л.Н. Энгельгардта, тестя Е.А. Боратынского. 1830-е гг. Бумага, типографская печать.
Экспонаты

Поступление в 1976 г. от К.В. Пигарева, директора музея-усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева, правнука Ф.И. Тютчева, родственника Боратынских.

Лев Николаевич Энгельгардт (1766 – 1836) – генерал-майор, участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг., отличившийся в деле у Мачина в 1791 г.; участник польской компании 1792 г.; один из первых командиров (шефов) Уфимского мушкетерского полка. Автор интереснейших мемуаров. Тесть поэта Е.А. Боратынского.

В июне 1798 г. полковник Энгельгардт, командовавший батальоном Уфимского полка, принял участие в смотре войск на Арском поле, приуроченном к визиту в Казань императора Павла I, за что был награжден шпагой с Анненским крестом и командорством ордена святого Иоанна Иерусалимского. Через год Лев Николаевич женился на Е.П. Татищевой, за которой получил в приданое богатейшее поместье Каймары под Казанью, вышел в отставку в чине генерал-майора и стал жить на два города – Москву и Казань. В браке родилось четверо детей: сын Петр и дочери Елизавета, Анастасия, Наталья и Софья.

В 1806 г. после неудач в войне с Наполеоном и в связи с угрозой вторжения в стране было сформировано ополчение, которое называлось земской милицией. Энгельгардт был избран казанским дворянством в губернские начальники милиции и с усердием занимался формированием батальонов, за что был награжден орденом святой Анны 2-й степени. В 1816 г. Энгельгардты покупают поместье Мураново под Москвой и делают его своей загородной резиденцией.

Летом 1826 г. дочь Льва Николаевича – Анастасия вышла замуж за Евгения Боратынского, по семейной традиции в ее приданное вошло богатейшее казанское поместье Каймары, включив, таким образом, Казань в географию путешествий поэта.

Последующие годы Л.Н. Энгельгардт несколько отошел от дел управления поместьями и переложил хозяйственные хлопоты на плечи зятя-поэта. Он увлекся написанием мемуаров: «Записки… каждого частного лица, как бы ни было малозначуще в свете, всегда могут быть интересны для будущих времен… Занятие сие доставило мне удовольствие». Жил он вместе с семьей дочери то в Москве, то в Мураново, то в Казани, где владел домом на Б. Грузинской (ныне ул. К. Маркса). Скончался в 1836 г., похоронен в некрополе Симонова монастыря в Москве.

При разделе имущества Энгельгардта подмосковное Мураново отошло к младшей сестре Анастасии – Софье Львовне, которая в 1837 г. вышла замуж за Н.В. Путяту, литератора, друга Е.А. Боратынского. Их дочь Ольга стала женой сына Ф.И. Тютчева Ивана и владелицей Муранова. После событий 1917 г. ее потомки сумели сохранить мурановское поместье, добившись для него статуса музея-усадьбы.

Кирилл Васильевич Пигарев (1911–1984) – литературовед, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, правнук поэта Ф.И.Тютчева, родственник Боратынских. В 1932 г. стал научным сотрудником Музея-усадьбы «Мураново» им. Ф.И. Тютчева. В 1949 г., после смерти внука поэта Н.И. Тютчева, сменил его на посту директора музея. При Н.И. Тютчеве и К.В. Пигареве Мураново стало центром научных исследований жизни и творчества Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева. На посту директора (с 1949 по 1980 гг.) Кирилл Васильевич продолжил работу по усовершенствованию мемориальной экспозиции. Им были переданы музею многочисленные хранящиеся у него семейные реликвии. В начале 1970-х гг. оказал неоценимую поддержку В.Г. Загвозкиной при создании казанского музея Е.А.Боратынского.

Визитные карточки появилась в России во времена царствования Елизаветы и вошли в моду при Екатерине II. В начале XIX в. выглядят они сдержанно и лаконично, особое внимание уделяется шрифту. В это время формируются правила обращения с визитными карточками: в какой ситуации обмениваться визитками, в каких случаях и каким образом карточка может заменить личный визит, правила обмена визитками и т.д. На визитной карточке чаще всего писали имя, фамилию, с конца XIX в. на мужских карточка допускалось указывать адрес.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860