Тюльпанница из дома Боратынских. Киево-межигорская фабрика. II четверть XIX в. Фаянс.

Тюльпанница из дома Боратынских. Киево-межигорская фабрика. II четверть XIX в. Фаянс.
Экспонаты

Поступление: в 1980 г. от В.Э. Ольцин-Крыловой, друга внуков поэта.

Цветочные вазы, предназначенные для тюльпанов, появляются в XVII в. в разгар тюльпаномании, охватившей Европу, когда одна луковица этого изысканного цветка стоила баснословных денег. Предназначены они были для того, чтобы любоваться красотой каждого бутона отдельно, и имели самые разнообразные формы: в виде китайской пагоды или сердца, урны или стилизованной руки с пятью пальцами-раструбами. С конца XVIII в. вазы-тюльпанницы прочно вошли в ассортимент популярных изделий крупнейших европейских производителей керамических изделий: Делфт, Веджвуд, Спод и др.

В Россию тюльпанницы попадают вместе с тюльпанами с легкой руки императора Петра I. В 1798 г. в селе Межигорье недалеко от Киева была основана первая в России фаянсовая фабрика, производившая более 120 видов различной фаянсовой продукции по заказам Императорского двора и частных лиц. Формы и декор изделий восходили к западноевропейским образцам, в том числе к известной английской марке Веджвуд. Позднее появляются собственные оригинальные изделия. Ваза из дома Боратынских имеет характерную для межигорских тюльпанниц элегантную форму и изящный сдержанный декор.

К Боратынским тюльпанница попала скорее всего от Л.Н. Энгельгардта, тестя поэта, происходившего из смоленских дворян и имевшего родню в Киевской губернии. Из документов известно, что Лев Николаевич весьма увлеченно занимался ведением хозяйства, в том числе в селе Каймары Казанского уезда Казанской губернии (ныне Каймары Высокогорского района Республики Татарстан), полученном им в приданое за женой Е.П.Татищевой. В Каймарах он построил роскошный двухэтажный барский дом и устроил оранжерею, где выращивались персики, абрикосы, вишни, сливы, груши и экзотические растения. В 1826 г. Каймары перешли к Е.А.Боратынскому, как часть приданного за А.Л. Энгельгардт.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860