О.А. Боратынская, урожденная Казем-Бек, с дочерью Екатериной

О.А. Боратынская, урожденная Казем-Бек, с дочерью Екатериной
Экспонаты

Фотография. Казанский уезд Казанской губернии. Фотобумага, картон. 1900-е

Поступление: от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А. Боратынского, в 1977г.

Любительская фотография наклеена на картонный лист из фамильного фотоальбома, отражающего жизнь нескольких поколений семьи Боратынских в Казани и Казанской губернии. Альбом был создан А.Н. Боратынским в 1910-х гг. и оформлен его рисунками.

На фотографии сняты Ольга Александровна Боратынская, жена сына поэта, с дочерью Екатериной Николаевной у церковной ограды «на Мельнице» (ныне Дачное Высокогорского района Республики Татарстан). «В двух верстах от нашей усадьбы при деревне Шушарах, была расположена в очень красивой местности мельница. Это был хозяйственный центр нашего именья», – пишет в своих мемуарах К.Н. Алексеева-Боратынская. Дом «на Мельнице» обустроил для зимнего житья «с возможным комфортом» Николай Евгеньевич, сын поэта, в 1895 г. Здесь он был похоронен в 1898 г. Его вдова Ольга Александровна, урожденная, осталась жить «на Мельнице». Вместе с сыном Александром, выполняя волю мужа, она выстроила рядом с его могилой часовню Во Имя Воскресения Господня (1898) и церковь (1899). В ограде церкви были похоронены также Н.Д. Боратынская, урожденная Шипова, – жена А.Н. Боратынского, внука поэта, и правнук поэта М.Н. Шульгин. «Самое дорогое, самое важное для меня, – пишет в своих мемуарах О.А. Боратынская, – это церковь и ограда с могилами. Вокруг них сосредоточивается наша жизнь, тут вся семья собирается в большие праздники: в дни поминовения или просто для задушевной беседы. И тут, где сердца разрывались на части, теперь творятся тихие молитвы, льются тихие слезы и сыплются свежие цветы. После вечерней службы мы выходим из церкви с зажженными свечами и, заграждая легкое пламя от ветра, ставим свечечки на могилы. Звезды наверху и эти звездочки внизу горят, мигая, и что-то общее чудится между ними, и устанавливается какая-то связь между этим крохотным уголком земли, где горят свечки, плачут и молятся люди, и этими далекими мирами, посылающими нам свои лучи».

Боратынская Ольга Александровна (1844-1918), урожденная Казем-Бек, дочь профессора восточных языков Казанского и Петербургского университетов А.К. Казем-Бека. Получила традиционное домашнее образование, прекрасно владела русским и французским языками. Одна из первых биографов отца: в 90-х годах XIX века опубликовала ряд исторических документов и материалов, связанных с родом Казем-Беков, в журнале «Русский архив». В 1864 году вышла замуж за Н.Е. Боратынского, сына поэта. От этого брака у них родились сын Александр и дочери Ольга, Екатерина и Ксения. «Мама была очень хорошенькая, – пишет ее дочь Ксения, – с восточным типом лица, но наряжаться не любила и не умела… над всеми мамиными беседами можно было бы поставить эпиграф: «Не угашайте духа» … она так жаждала духа, так искала его, что ее последний вздох перед смертью: «сомнения» был как бы оправданием ее живой, вечно ищущей души. Большой человек была мама, с живым пытующим умом, с всеобъемлющей душой и непреклонной волей. Знакомые считали ее суровой и строгой, не боящейся сказать правду в глаза, с большим гражданским мужеством. Ее даже побаивались, и только семья ее знала, сколько тепла, ласки и любви она может дать тем, кого любит».

Ольга Александровна занималась благотворительной деятельностью, была активной участницей Дамского благотворительного отделения Попечительного о бедных комитета. В имении Шушары Казанского уезда организовала богадельню и артель вышивальщиц, работы которых были отмечены наградами на выставках в Казани, Нижнем Новгороде, Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (США) в 1893 г.

Прототип бабушки в романе О.А. Ильиной-Боратынской «Канун Восьмого дня).

Боратынская Екатерина Николаевна (1869-1943), внучка Е.А.Боратынского и А.К. Казем-Бека. Ее сестра Ксения Алексеева-Боратынская пишет в «Моих воспоминаниях»: «Она была высока ростом, очень стройна и грациозна, но, как она сама про себя говорила, «лицом не вышла» … Вся Катина некрасивость искупалась ее исключительной женственностью и грацией. Дома она бывала оживлена, умела буффонить и с большим сходством передразнивать знакомых … Оживленная и веселая в домашней обстановке и с подругами, она съеживалась на больших сборищах. Она стеснялась своей внешности и раз навсегда решила, что нравиться она не может…».

После смерти отца в 1898 г. жила вместе с мамой «на Мельнице». Затем с 1903 г., когда овдовел ее брат Александр, вела его дом и занималась воспитанием детей: Дмитрия, Ольги (Литы) и Александра. После 1918 г. жила с сестрой Ксенией, помогая воспитывать ее детей: Ольгу, Матвея и Ивана. Прототип Екатерины Львовны Огариной в романе О.А. Ильиной-Боратынской «Канун Восьмого дня».

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860