Картина написана в жанре морского пейзажа – марины неизвестным итальянским художником. На холсте изображено побережье Неаполитанского залива в яркий солнечный день. На заднем плане за дымкой: слева – курящийся вулкан Везувий, справа – побережье у города Сорренто.
В первые десятилетия XIX века Неаполь становится горнилом художественных идей и новаций. В этот период возникает «школа Позиллипо». В своих произведениях художники-«позиллиписты» (А.Питлоо, Дж. Джиганте, братья Палицци, К. Карелли) обращаются к непритязательным мотивам и видам. В их работах пейзаж и жанровые элементы сливаются в гармонии безмятежной природы и тихого спокойного человеческого существования, полной света, воздуха, свежего морского ветра.
По семейному преданию, картина приобретена Е.А. Боратынским во время пребывания в Неаполе в апреле-июле 1844 года. Посещавшие Неаполь многочисленные путешественники раскупали виды Неаполя, Неаполитанского и Салернского заливов. В повторяемости видов, мотивов и настроений пейзажей угадывался вкус заказчиков, желавших иметь картины не только как памятный сувенир, но и как наглядную метафору счастья, разлитого в природе и пространстве.
«Как на крыльях, перенеслись мы, – сообщает Боратынский в письме другу, – из сложной общественной жизни Европы в роскошно-вегетативную жизнь Италии, которую за все ее заслуги должно бы на карте означать особой частью света… на корабле, ночью, я написал несколько стихов…»
Дикою, грозною ласкою полны,
Бьют в наш корабль средиземные волны.
Вот над кормою стал капитан:
Визгнул свисток его. Братствуя с паром,
Ветру наш парус раздался недаром:
Пенясь, глубоко вздохнул океан!
………
Только вдали, океана жилица,
Чайке подобна, вод его птица,
Парус развив, как большое крыло,
С бурной стихией в томительном споре,
Лодка рыбачья качается в море:
С брегом набрежное скрылось, ушло!