Н.Н. Белькович и В.Н. Белькович. Фотография. Санкт-Петербург. Фотография П. Жукова «К. Шапиро». Фотобумага, картон. 1904-1905 гг.

Н.Н. Белькович и В.Н. Белькович. Фотография. Санкт-Петербург. Фотография П. Жукова «К. Шапиро». Фотобумага, картон. 1904-1905 гг.
Экспонаты

Поступление: в дар от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А. Боратынского, в 1975г.

Фотография кабинетного размера на рельефном паспарту выполнена в Санкт-Петербурге в фотоателье Павла Семеновича Жукова (1872-12942), уроженца Симбирской губернии. В 1903 г. Жуков открыл портретное фотоателье в Петербурге, в 1906 г. выкупил фотоателье своего родственника известного фотографа Константина Шапиро, сохранив его имя на вывеске и паспарту фотографий. Также на обороте паспарту значится «Фотограф императорской Академии художеств».

Среди посетителей ателье Жукова были М. Горький, А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Дункан, А. Павлова и др. Жуковым выполнены фотопортреты Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, А.И. Куприна, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, С.П. Боткина, И.М. Сеченова.

Нижняя часть фотографии оклеена плотным коричневым листом бумаги, на котором почерком К.Н. Боратынской написано: «Николай Николаевич Белькович. Основатель Художественной школы в Казани. 1897г./8». Дата, скорее всего, говорит о времени поступления К.Н. Боратынской в Художественную школу, поскольку на обороте паспарту среди наград значится «Grand prix London 1904».

Николай Николаевич Белькович (1866 – 1920) – художник, педагог; инициатор, один из создателей и первый заведующий Казанской художественной школой (1895 г.). В 1897 г. вольнослушательницей Школы стала Ксения Николаевна Боратынская, внучка поэта, написавшая о Бельковиче в своих мемуарах: «Неуравновешенный идеалист-народник. В нем я видела и черты Левина, и князя Мышкина. Блаженный юродивый с всеобъемлющей мятущейся душой, он никогда не сумел устроить свою жизнь, не мог обеспечить огромную семью, но любимому делу отдавался пламенно». Именно личность Н.Н. Бельковича повлияла на становление Ксении как педагога.

В 1898 г. Бельковича назначают на должность инспектора Петербургской Академии художеств: «…Это было якобы повышение, но сколько горечи, оскорбления было в душе Николая Николаевича, когда он прощался с нами, а мы ревели навзрыд», – вспоминает Ксения Боратынская.

В 1905 г. Белькович, под впечатлением от событий «кровавого воскресенья», оставляет должность, возвращается в Казань и начинает заниматься земской деятельностью. В 1906 г. он выступил с инициативой проведения кустарных выставок, которая была горячо поддержана земством. В составе оргкомитета готовящейся выставки были оба брата Бельковичи, а также А.Н. Боратынский, внук поэта. В 1909 г. в Казани открылась Международная выставка мелкой промышленности, профессионального образования, сельского хозяйства с отделами крупной промышленности и противопожарного дела. В выставке были представлены изделия из 30 губерний России, Германии, Швеции, Японии. Общее число экспонентов было более 2000. На ней побывало почти 247 тыс. человек, было присуждено 36 золотых медалей.

Владимир Николаевич Белькович (1869 – 1941), земский деятель; 1902-1905 гг. земский начальник 5-го участка Цивильского уезда Казанской губернии, создатель и совладелец фабрики гнутой мебели в Урмарах, в 1909г. входил в организационный комитет Международной выставки мелкой промышленности, с 1913 – председатель Земского собрания Казанской губернии в Лаишево. После 1917 г. работал в Госбанке, пережив арест в 1921 г., переезжает в Самару, затем в Ленинград.

Возможно, именно совместная работа в оргкомитете выставки стала поводом к появлению фотопортрета братьев Бельковичей в фотографическом собрании семьи Боратынских.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860