Карне (бальная книжка) А.Л. Боратынской. II четверть XIX в. Черепаховый панцирь, позолота, инкрустация.

Карне (бальная книжка) А.Л. Боратынской. II четверть XIX в. Черепаховый панцирь, позолота, инкрустация.
Экспонаты

Поступление: в 1977 г. от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А.Боратынского.

Одна из драгоценных меморий, хранящихся в музее Е.А. Боратынского, – бальная книжечка карне, принадлежавшая Анастасии Львовне Боратынской, урожденной Энгельгардт, жене поэта. Именно Анастасия связала жизнь Евгения Боратынского с Казанью. Они встретились в Москве весной 1826 года, летом состоялось их венчание. В приданное за Анастасией Боратынский получил богатое поместье Каймары в Казанском уезде Казанской губернии (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). В связи с делами поместья он с семьей несколько раз приезжал в Казань в конце 1820-х – начале 1830-х гг.

Отношения супругов были полны любви и нежности. «О, верь: ты, нежная, дороже славы мне», – признается поэт в одном из стихотворений, посвященных жене. Несомненно, даром любви была и эта миниатюрная бальная книжечка из черепахового панциря с изысканной инкрустацией и монограммой «АБ» – Анастасия Боратынская. Назывались такие книжечки – карне, от французского «carnet de bal». В XIX в. каждый бал состоял примерно из 20 танцев, и кавалеры заранее ангажировали дам. Для того чтобы не перепутать приглашающих на танец кавалеров, их имена записывали в бальную книжку. Карне заключали в костяной, серебряный или кожаный переплет с золотым тиснением и инкрустацией, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями, шелком, вышивкой, так они становились произведениями ювелирного искусства. Необходимым элементом карне был маленький карандаш, служивший иногда замком. Странички обычно делали из бумаги или тонких пластинок слоновой кости.

Во время недавней реставрации карне Анастасии Львовны внутри атласного кармашка реставраторы выявили трогательную надпись карандашом: «Я тебя очень люблю», сделанную, возможно, самим Евгением Боратынским.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Н.И. Фешин. Портрет крестьянской девочки. Холст, масло. 1901
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Н.И. Фешин. Портрет крестьянской девочки. Холст, масло. 1901
    Napoli da Posillipo (Наполи да Позиллипо). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Napoli da Posillipo (Наполи да Позиллипо). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Riviera di Chiaia (Ривьера ди Кьяйя). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Riviera di Chiaia (Ривьера ди Кьяйя). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Неаполитанский залив. Неизвестный художник. Неаполь. Холст, масло. 1840-е
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Неаполитанский залив. Неизвестный художник. Неаполь. Холст, масло. 1840-е
  • Н.И. Фешин. Портрет крестьянской девочки. Холст, масло. 1901
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Н.И. Фешин. Портрет крестьянской девочки. Холст, масло. 1901
    Napoli da Posillipo (Наполи да Позиллипо). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Napoli da Posillipo (Наполи да Позиллипо). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Riviera di Chiaia (Ривьера ди Кьяйя). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Riviera di Chiaia (Ривьера ди Кьяйя). Неизвестный художник. Неаполь. Акварель, гуашь. 1840-е
    Неаполитанский залив. Неизвестный художник. Неаполь. Холст, масло. 1840-е
    Image icon
    Март 25, 2019 Экспонаты
    Неаполитанский залив. Неизвестный художник. Неаполь. Холст, масло. 1840-е