Карне (бальная книжка) А.Л. Боратынской. II четверть XIX в. Черепаховый панцирь, позолота, инкрустация.

Карне (бальная книжка) А.Л. Боратынской. II четверть XIX в. Черепаховый панцирь, позолота, инкрустация.
Экспонаты

Поступление: в 1977 г. от О.А. Храмцовой, правнучки Е.А.Боратынского.

Одна из драгоценных меморий, хранящихся в музее Е.А. Боратынского, – бальная книжечка карне, принадлежавшая Анастасии Львовне Боратынской, урожденной Энгельгардт, жене поэта. Именно Анастасия связала жизнь Евгения Боратынского с Казанью. Они встретились в Москве весной 1826 года, летом состоялось их венчание. В приданное за Анастасией Боратынский получил богатое поместье Каймары в Казанском уезде Казанской губернии (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). В связи с делами поместья он с семьей несколько раз приезжал в Казань в конце 1820-х – начале 1830-х гг.

Отношения супругов были полны любви и нежности. «О, верь: ты, нежная, дороже славы мне», – признается поэт в одном из стихотворений, посвященных жене. Несомненно, даром любви была и эта миниатюрная бальная книжечка из черепахового панциря с изысканной инкрустацией и монограммой «АБ» – Анастасия Боратынская. Назывались такие книжечки – карне, от французского «carnet de bal». В XIX в. каждый бал состоял примерно из 20 танцев, и кавалеры заранее ангажировали дам. Для того чтобы не перепутать приглашающих на танец кавалеров, их имена записывали в бальную книжку. Карне заключали в костяной, серебряный или кожаный переплет с золотым тиснением и инкрустацией, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями, шелком, вышивкой, так они становились произведениями ювелирного искусства. Необходимым элементом карне был маленький карандаш, служивший иногда замком. Странички обычно делали из бумаги или тонких пластинок слоновой кости.

Во время недавней реставрации карне Анастасии Львовны внутри атласного кармашка реставраторы выявили трогательную надпись карандашом: «Я тебя очень люблю», сделанную, возможно, самим Евгением Боратынским.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
  • Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Николаевский сквер. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Дворянское собрание. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Нарамовский В.А. Городской театр. Казань. 1896 г. Бумага, акварель
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860
    Image icon
    Июль 1, 2018 Экспонаты
    Новый императорский дворец (Панорама Кремлевского дворца и Оружейной палаты). Хромолитография Ф. Дрегер и К˚, рисовальщик Н. Черкасов. Россия, Москва. 1852 – 1860